КОСМОЛО́ГИЯ русская - о представлении славян об окружающем мире можно судить по легендам, сказкам, сказаниям. У рус., как и у др. слав. народов, было распространено представление, что Земля - это большой плоский диск, омываемый Океаном. Моря, озера, реки считались его порождением и обителью нечистой силы. В центре Вселенной (или на ее окраине - "у лукоморья") стоит гигант. дерево, чья макушка упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По ветвям этого дерева души умерших поднимаются на Небо. Сама же Земля (по сказаниям, популярным на Руси) держится на "великорыбии" или "огнеродном ките". По преданию, когда чудовище, подавляемое тяжестью земного круга, поводит хвостом, бывают землетрясения. Одна из типичных задач, к-рые колдун дает неотвязным чертям, - дразнить китов, на к-рых стоит Земля. С 10 в., времени крещения, Русь оказалась вовлеч. в ареал культ. влияния Византии и оттуда черпала мн. представления об окружающем мире. Систематизир. знания, к-рые слав. книжность получила из Византии, не были усвоены в полной мере, но расширили науч. кругозор русских. Летописцы и книжники оставили целый комплекс сведений об астрономич., геофизич., атмосферных явлениях. Опираясь на нар. представления о природе и на нек-рые античные идеи, проникшие на Русь с переводной лит-рой, они пытались и сами осмыслить окружающий мир. В "Толковой палее" (13 в.) делается попытка объяснить механизм возникновения нек-рых метеорологич. явлений (испарение, гроза, дождь). Астрономич. сведения имеются в "Изборнике Святослава" (12 в.) Т. к. представления о мироустройстве развивались в Византии в тесной связи с философией и богословием, то и космологич. представления были составлены в соотв. со Св. Писанием, в традиции Шестодневов. Подобная лит-ра была изв. и на Руси. Из переводных кн. 12 в. было изв. произв. Иоанна Дамаскина "Источник знания", в последней части к-рого рассматривалось мироустройство. Ценность этого произв. в том, что наряду с христ. предстдвлениями о Вселенной в нем есть сведения антич. географии (Аристотелевского направления): Земля представлена в виде шара, есть объяснения метеоявлений. Астрономич. мат-лы рус. могли черпать и в переводной "Александрии" Псевдо-Калисфена, "Историч. хронике" Георгия Амартола и др.
С 12 в. стала известна "Книга святых тайн Еноха", в к-рой есть сведения о семи небесах, первое из к-рых является своего рода метеорол. кладовой, где сосредоточены дожди, снега, льды; в центре мира находится Земля, состоящая из земли и воды. Очень популярна была в России 13-14 вв. (вплоть до 18 в.) "Христианская топография" визант. ученого 6 в. Козьмы Индикоплова. Этот труд, пытающийся согласовать нек-рые общегеографич. представления античности с Библией и возражающий против шарообразности Земли, имеет интересную информацию, напр., о Китае, о Ниле, Тигре, Евфрате, о Средизем., Касп. морях и др. Кроме переводных сохранились и оригинальные соч. Изв. рукопись 15 в. "Сборник правил св. Апостол и св. Отец", приписываемая основателю Кирилло-Белозер. мон. - Кириллу. В рукописи были ст. под назв.: "О широте и долготе земли", "О стадиях и поприщах", "О земном устроении", "О расстоянии между небом и землею", "Лунное течение", "Пасхалия с 6932 (1424) по 7000 (1492)". Эти ст. повторяются и в др. рукописях, что говорит об интересе и практич. необходимости географич. и астрономич. знаний. Интересно, что ст. носят очень трезвый натуралистич. характер и практически лишены богослов. мистич. эл-тов. В 1492 возникла необходимость в новых Пасхалиях, что и вызвало интерес к практич. астрономии. В целом же до 16 в. географич. познания не стали намного шире по сравнению с предыдущими веками.
Для книж. знания была характерна его подчиненность догматам церкви. Всерьез обсуждался вопрос о нахождении рая на Земле. Из дух. стиха о Книге Голубиной (первонач., видимо, "глубинной"), представляющей собой сер. ответов на осн. вопросы, касающиеся мироустройства, изв., что Земля осн. на 7 китах. Когда Земля отяжелела от грехов человеч., 4 кита ушли в пучину и от этого случился Потоп. В этой же "Голубиной книге" дается б. широкая космологич. картина мира религ.-мифологич. характера. (Солнце происходит от Лика Божьего, звезды - от божьих риз, ветры - от св. Духа и т. д.) Несмотря на религ. объяснения картины мира, эта теория не мешала накоплению практич. знаний о звездах, о погоде. Наблюдения эти, зафиксиров. в летописях, отличаются большой точностью. Погодные приметы успешно использовались крестьянами Руси. Рус. землепроходцы и мореходы ориентировались по звездам. Поморы умели изготавливать и использовать компас и т. д.
Изменения в представлениях о мире, постепенное освобождение географич. представлений от религ.-мифологич. окраски началось с эпохи Вел. географич. открытий, когда была установлена шарообразность Земли. Большое значение для науки имело установление представлений о гелиоцентрич. системе мира. В 17 в. на рус. яз. были переведены "Позорище всея вселенныя, или Атлас новый" Вильгельма и Иоанна Блеу и "Селенография" Гевелия, в к-рых описывалось среди пр. мат-лов и учение Коперника. Практич. задачи вызвали большой интерес к географии. В 16-17 вв. на рус. яз. переводятся лучшие географич. труды: "География" Помпония Мелы, рим. географа 1 в. н. э.; появился рус. пер. "Космографии" Ортелиуса, фламанд. картографа 16 в. В 1637 переводчики Посольского приказа Богдан Лыков и Иван Дорн перевели со значит. переработкой текст к "Атласу" Меркатора под назв. "Космография", но вплоть до 18 в. в рус. картах (чертежах) проекция не использовалась. И вообще географич. лит-ра была изв. огранич. кругу людей. С 18 в. общемир. достижения географии получили широкое распространение и использование в России. Интересно, однако, отметить, что фольклор. представления о мироустройстве оказались довольно устойчивыми. Большинство крестьян вплоть до 19 в. продолжали считать Землю плоской. Но были среди них и др. представления: Земля - это шар, к-рый катается в воде, внутри этот шар тоже полон воды, а "прорехи" и "дыры" в нем образуют водоемы.